Новоильинский коммунальный коллапс


Новоильинский коммунальный коллапс

На днях вместе с директором ООО "Хабарское многоотраслевое коммунальное хозяйство" Иваном Ивановичем Таку и главным инженером предприятия Александром Анатольевичем Смолей мы побывали в Новоильинке. Целью этого визита являлись работа с должниками за коммунальные услуги и посещение потребителей, жалующихся на низкий температурный режим. 


Полмиллиона долгов

На данный момент задолженность жителей села перед предприятием ЖКХ только за текущий отопительный сезон приближается к полумиллионной величине и составляет более 480 тысяч рублей. Причины неуплаты разные. Некоторые считают, что платить не за что, так как температура в доме или квартире оставляет желать лучшего, при этом не все понимают, что данные факты должны быть зафиксированы в соответствии с установленными правилами. К этой категории относятся те, кто не имеет теплосчётчиков и оплачивает услугу по нормативу. Тем, кто счётчики тепла имеет, проще: они оплачивают только то, что получили. Между тем граждане, не имеющие приборов учёта, не торопятся их ставить. Они опасаются того, что в скором времени теплосчётчики могут вообще не понадобиться, так как в Новоильинке попросту может не оказаться централизованной системы отопления. Ведь разговоры об этом идут уже несколько лет. И если это всё-таки произойдёт, немалые деньги, потраченные на прибор учёта, будут выброшены на ветер.


Следующая категория неплательщиков - это те, для кого образование многомесячной задолженности - это вообще норма жизни. И даже теряя возможность получения субсидии, эти люди не торопятся исправлять ситуацию, а продолжают погрязать в долгах. А коммунальщикам тем временем необходимо покупать уголь, ведь в долг его никто не даёт!

В день нашего приезда должники, которых удалось посетить, пообещали руководству предприятия ЖКХ в ближайшее время либо погасить задолженность, либо приступить к её погашению. И как нам стало известно, уже буквально на следующий день кто-то из них всё же посетил кассу новоильинского участка предприятия ЖКХ и внёс причитающиеся суммы.



Почему в Новоильинке мёрзнут?


Коммунальщики утверждают, что вовсе не потому, что они плохо топят. "Котельные подают тепло в строгом соответствии с графиком температур, - говорит директор предприятия Иван Иванович Таку. - И уголь в этом году хороший, и перебоев с его поставками нет. А вот почему тепло не доходит до отдельных потребителей, это вопрос другой. Причины везде разные: где-то старые, постоянно рвущиеся трассы, где-то забитые и годами не промываемые системы отопления, где-то неправильно сделанные вводы, ведь, как правило, люди сами ищут себе мастеров-знатоков, которые за всё берутся, но при этом за результат своей работы никакой ответственности не несут. Вот и получается, что на выходе из котельной температура соответствует норме, а до потребителя это тепло так и не доходит. В каждом конкретном случае нужно разбираться отдельно", - подчеркнул Иван Иванович.


В ходе нашей поездки мы посетили и котельные предприятия, убедившись в том, что они действительно работают в штатном режиме, вырабатывая соответствующее графику температур тепло. Кучи угля, поблёскивая на солнышке сколами угольных камушков, внушали уверенность в стабильном прохождении отопительного сезона. 


Однако убедились мы и в том, что не все новоильинцы могут разделить с нами эту нашу уверенность в стабильности. Надо признать, что для Новоильинки характерна ситуация, когда при наличии центрального отопления какая-то часть потребителей вынуждена топить печи. Причём делают они это практически постоянно, так как качество централизованной подачи тепла оставляет желать лучшего. Такие квартиры и дома в день нашей поездки в Новоильинку мы тоже посетили.


"А что ж вы приехали, когда мы печку натопили? Надо было прямо с утра, когда 130С в квартире было", - встречая нас в одной из квартир, говорили хозяева. На кухне в печи потрескивали дрова, однако ощущение прохлады ещё присутствовало. В качестве подтверждения того, что тепло от центральной системы теплоснабжения в их дом заходить не торопится, хозяева предложили нам зайти в плотно закрытую комнату. Висящий в ней термометр показывал +130С. Чтобы  "не разбазаривать" идущее от печки тепло, хозяева плотненько прикрыли дверь в настывшее помещение.


Холод в другой квартире ощущался прямо с порога. Её хозяйка, закутанная поверх тёплого свитера ещё и в тёплый халат, коммунальщиков встречала уже не впервые. Однако, к сожалению, их посещения не добавили тепла в дышащие холодом батареи отопления. 


В одной из квартир нас встречала женщина, так же адресовавшая коммунальщикам свою жалобу на низкий температурный режим. "Почему никто ничего не делает, почему никто не роет трассу, не ищет причину отсутствия тепла в моей квартире?", - со слезами на глазах задавала она свои вопросы директору коммунальной службы. "Да мы уже не знаем, где рыть и где искать причину того, что тепло к вам не поступает!" - отвечал он ей в ответ. В маленькой кухоньке топилась печь, обложенная вокруг берёзовыми поленьями. Эта печурка в данной ситуации является спасением для одинокой пожилой женщины, очень надеющейся, что это всё же временные трудности. Ведь ей в силу возраста уже очень сложно справляться с печным отоплением. А вот временные ли они, эти трудности? Это очень большой вопрос!

Арифметика нерентабельности  

На сегодняшний день в жилом секторе Новоильинки услугами теплоснабжения пользуются всего 150 потребителей. Их отапливают в общей сложности 4 котельные. Часть этих потребителей удовлетворяет качество оказываемой им услуги, другую часть, как мы уже сказали выше, - нет. 

На одной из улиц села, на улице Шукшина, мы замерили расстояние от котельной до конечного потребителя. Оно составляет 780 метров. По пути следования сосчитали места порывов на теплотрассе. Их не сложно определить по оставшимся, припорошенным снегом кучкам земли. В некоторых из этих мест, как нам сказали коммунальщики, аварии устранялись по два раза. Таким образом, в общем, их оказалось 7. 

Ну, а  самую выразительную цифру мы оставили напоследок: на этой улице всего 3 потребителя тепла (один - в начале улицы, два других - в конце)! В прямом смысле слова коммунальщики отапливают землю. Следует также отметить, что с начала отопительного сезона эти три потребителя, согласно показаниям установленных у них приборов учёта, потребили тепла на 11 тысяч рублей. А во что обошлись коммунальщикам производство и подача тепла этим трём потребителям, даже страшно представить! 

"Новоильинка нас просто тянет вниз! - говорит директор предприятия ЖКХ Иван Иванович Таку. - Такие затраты! Получается, что мы за счёт потребителей Хабаров содержим систему центрального отопления в Новоильинке, ведь тариф один для всех, а фактически по Новоильинке он должен быть значительно выше". 

Вот такая на данный момент ситуация, и как она будет складываться дальше, пока неизвестно.

Окна - в плёнке, двери -  в одеялах

Именно так сейчас выглядит Ильинская школа, однако тепла ей это не добавило. А между тем новая модульная котельная исправно работает, подавая к школе так недостающее ей тепло, но оно упорно не желает  наполнять собой школьное трёхэтажное здание. 

Ну, разве можно было обойти вниманием этот объект, где все новогодние праздники устраняли аварийную ситуацию? Конечно, нет! А потому в день нашей поездки в Новоильинку мы побывали и там.  


В школьном коридоре очень отчётливо ощущался лёгкий сквознячок. Тянуло из не закрывавшихся плотно дверей тамбура и старых, но обитых плёнкой окон раздевалки. Эта плёнка, на одном окне надутая подобно парусу, похоже, с трудом сдерживала ветер и зимнюю стужу, которые пытались с улицы всё же проникнуть в здание. Она пружинила под давлением ладони и опять с лёгкостью принимала выпуклую форму. На втором окне свежий уличный воздух уже сумел пробить для себя лазейку вверху окна и неровный край плёнки, освободившись от удерживающей его рейки, свободно трепетал от ветерка.

В школе на самом деле было более чем свежо! Но при этом новые регистры на первом этаже, сваренные в новогодние праздники работниками коммунальной службы вместо старых, забитых грязью батарей, были горячими, а дальше система отопления чуть теплилась. Из школьного подвала тоже тянуло холодом. Перекосившаяся дверь, через которую в него можно было бы войти со школьного двора, по всему своему периметру зияла внушительными просветами на улицу. Однако изнутри дверной проём был плотненько закупорен плёнкой, обледеневшей по краям. А зима ещё в самом разгаре…

Утекает тепло по щелям…


Ещё на подступах к зданию Новоильинской врачебной амбулатории, коммунальщики обратили наше внимание на приоткрытые форточки в отдельных окнах этого медицинского учреждения. В самом же здании термометры показывали плюс 19. По сравнению со школой это, конечно же, было просто великолепно! Тем не менее пациентам и персоналу, наверное, было бы гораздо комфортнее, будь температура на несколько градусов повыше. 



Следует отметить, что это здание в настоящее время частично пустует. Увы! Это досадные итоги произошедших в своё время преобразований в отрасли здравоохранения. Мы прошлись по этим помещениям, нагоняющим уныние и демонстрирующим бесхозяйственность. Где-то форточки не закрыты, где-то стёкол нет. На подоконниках ещё виднеются остатки матерчатых полосок, которыми когда-то аккуратно заклеивали оконные щели этого медицинского учреждения. Местами эти полоски уже оторвались, и струйки холодного воздуха пытаются сдуть с окошек опустевших палат засохших мух. Вот они, потери тепла, видимые даже невооружённым глазом! Между тем, как отметил директор ООО "Хабарское многоотраслевое коммунальное хозяйство" Иван Иванович Таку, наше районное здравоохранение задолжало коммунальщикам уже более миллиона рублей! Вот так и живём…




Мнение главы района

Когда материал о нашей поездке в Новоильинку был подготовлен к печати, мы попросили главу района Алексея Кислова прокомментировать сложившуюся там ситуацию.

- Прежде всего, людям следует понять, что о содержании систем отопления в их домах и квартирах, о принятии элементарных мер по теплосбережению должны заботиться не коммунальные службы, не районная власть, а они сами, собственники, потребители тепла. Кроме того, на сходах граждан в Новоильинке я говорил о состоянии теплотрасс и котельных в селе. Население меня убеждало в  том, что там теплотрассы новые, а по факту оказалось другое. За счёт районного и краевого бюджетов для отопления частного сектора на строительство котельных и теплотрасс средства выделяться не будут! А отапливать водопроводы в селе районный бюджет не позволяет. Тариф установлен на весь теплокомплекс (на Хабары, Новоильинку, Коротояк), самые большие теплопотери - в Новоильинке, сказывается ветхость теплотрасс и котельных. Получается, что за счёт Хабаров мы отапливаем Новоильинку. Готовы ли жители Хабаров идти на такие жертвы, вопрос? Да и вообще получается, что мы за счёт всего района должны содержать Новоильинку, кстати говоря, которая практически никаких особо высоких доходов в районный бюджет не приносит (ни земельные налоги не поступают, ни НДФЛ). 

Теперь о том, что касается задолженности за коммунальные услуги. Те, кто не платят за отопление, должны понимать, что сидят на шее тех, кто добросовестно оплачивает услуги. Уголь приобретается на поступившие деньги. Вот и арифметика: сколько денег, столько и тепла. 

Ситуация в Ильинской школе - это особая тема. Из доклада, предоставленного мне руководителем комитета по образованию администрации района Галиной Николаевной Поляруш, следует, что в Ильинской школе несвоевременно были приняты меры к теплосбережению. Директор школы не смогла организовать коллектив, устно заявляющий, что этот вид деятельности в их обязанности не входит и за это им не платят,  а также родителей учащихся на выполнение работ по утеплению окон и дверей. Ну, что это такое? Где сознательность? Это единственная в нашем районе школа, которая находится в таком состоянии - в состоянии безхозяйственности. 

Вчера я побывал в Тополинской школе. Здание 1967 года постройки, никакого ремонта не производилось. Но его состояние в разы лучше. Окна и двери утеплены, нигде не дует, в классах 19-21 градус. И двери входные целые!!! А в Новоильинке дети ходят в школу через пожарный выход, потому что ручка сломана на центральной входной двери. Нет слов... Ждём, когда кто-то приедет и всё сделает.

Также вчера проверил и качество проводимых в Ильинской школе работ. По трём этажам правого крыла сварена новая система отопления. Батареи горячие. Работы будут продолжены. Ещё нужно поменять стояки и регистры в холле, на первом этаже, а также стояки на втором и третьем этажах.

На момент моего посещения в школе было плюс 14 градусов. Надо учесть, что работы были только закончены. До этого там тепла вообще не было. 

Кроме того, для школы приобрели тепловые конвекторы, в понедельник привезу тепловую завесу на вход в школу.

Ещё хотел бы отметить, что состоялся мой разговор с заместителем министра образования Алтайского края, который заверил меня в финансовой поддержке ремонта системы отопления по всей школе. В настоящее время уже готовится сметная документация. Заменить всю систему отопления в школе мы планируем уже в этом году. Но теперь сами будем готовить схемы отопления, с учётом горького опыта.

В общем, нужно понимать, что все возможные меры к исправлению ситуации принимаются, - подчеркнул глава района. 

Н. Савченко.


Разработка сайтов и мобильных приложений БИТ

Возврат к списку


Материалы по теме: