В Хабарском музее состоялось открытие выставки репродукций графических работ Григория Чорос-Гуркина
В экспозиции под названием «В горах Алтая» представлено28 репродукций графических работ известного первого профессионального национального художника Григория Чорос-Гуркина (1870-1937 гг.).
Экскурсовод музея Елена Аксененко, открывая выставку, рассказала собравшимся ценителям искусства о великом художнике, его творчестве, роли в истории искусства, сопровождая свой рассказ показом слайдов.
Представленный видеоряд дал возможность проследить всю творческую эволюцию рисовального искусства Гуркина, начиная с 1898 года–от копий с рисунков И. И. Шишкина и первых самостоятельных рисунков, близких по манере работам учителя, до произведений, отмеченных техническим совершенством и национальным колоритом, в которых художник раскрывал две темы: пейзажную и этнографическую.
Зрители узнали, что Г. И. Гуркин родом из алтайского села Улала (ныне г. Горно-Алтайск), был учеником И. И. Шишкина и А. А. Киселева в Петербургской Академии художеств. Как рисовальщик он привлекал к себе внимание ещё со времён ученичества в Улалинской иконописной мастерской. Первую известность как художник Гуркин получил, участвуя пятью графическими работами на 31-й выставке Товарищества передвижников в 1903 году. Журнал «Нива» неоднократно репродуцировал его рисунки пером с видами Алтая.
В графике алтайского художника проявилось качество его творчества–готовность учиться у природы. С любовью изучает он натуру, создавая не только законченные композиции, например «Горная река и камни», но и увлечённо рисует лесную траву, стволы могучих деревьев, следуя традициям искусства И. И. Шишкина. Вместе с тем, уже ранние работы отличаются самостоятельностью, прочувствованным показом своеобразной могучей и суровой природы Алтая. Таковы эскизы «Лесная глушь», «Вечер на Майне», рисунок «Река Ул», изображающий непроходимые дебри её необитаемых берегов. Композиция этого карандашного натурного наброска почти полностью повторена в перовом рисунке тушью, опубликованного в журнале «Нива» № 9 за 1903 год. В комментариях к рисунку рассказывается о сложной и опасной экспедиции Гуркина Григория Ивановича летом 1901 года, когда он вместе с проводником проехал по всей долине этой дикой горной речки. Во время той экспедиции одна из четырёх его лошадей сорвалась со скалы, вместе с ней упали в пропасть краски и фотографические пластинки...
Особое место в графическом наследии Г. И. Гуркина занимают этнографические зарисовки и акварели, в которых он предстаёт как один из первых исследователей жизни и быта, культуры алтайцев. Яркие национальные типы мужских и женских образов отмечены вниманием к деталям народного костюма («Задумалась», «Алтайка»).
Послушав экскурсовода, присутствующие с удовольствием рассматривали представленные работы. Как профессионал поделился своим мнением о выставке художник-оформитель Хабарского Дома культуры Олег Голощапов, отметив, что жителям нашего района представилась прекрасная возможность познакомиться с творчеством известного художника, которую не стоит упускать.
Выставка продлится до 13 мая, и музей приглашает всех желающих посетить её–насладиться творчеством, прикоснуться к великому культурному наследию.
Ю. Коваленко.