В Хабарском районном музее прошло патриотическое мероприятие в честь погибших военных лётчиков
В минувший вторник в районном музее прошло мероприятие "…А город подумал: ученья идут!", посвящённое памяти погибших военных лётчиков.
В музей были приглашены, помимо школьников и ветеранов, те, кто проходили службу в Военно-воздушных силах РФ.
Бывших военнослужащих пришло немного, и в их числе был Павел Муравицкий из Новоильинки, проходивший срочную службу в полку, где служили известные лётчики, совершившие подвиг в мирное время - капитан Борис Владиславович Капустин и старший лейтенант Юрий Николаевич Янов.
Собравшихся приветствовала директор музея Валентина Завацкая, которая отметила важность патриотических мероприятий в наше время.
Присутствовавшие школьники, представляющие пионерскую организацию, созданную при КПРФ, внимательно слушали рассказ экскурсовода музея Елены Аксененко о подвигах лётчиков. И первым шёл рассказ о героях, совершивших свой подвиг 6 апреля 1966 года.
О героях-лётчиках рассказ - Борис Капустин и Юрий Янов
55 лет назад в Германии на аэродроме Финнов базировался 668 авиационный полк бомбардировщиков, 132-ой бомбардировочной дивизии.
Весенним днем 6 апреля 1966 года в небе над Западным Берлином показались два новых советских истребителя-бомбардировщика ЯК-28. Один из бортов с номером 91, позывной-367-й со сверхсекретным оборудованием на борту вели лётчики: командир самолёта, капитан, Борис Владиславович Капустин и штурман, старший лейтенант, Юрий Николаевич Янов, которые получили приказ перегнать самолёт Як-28 на другой аэродром в город Цербст в 35-й истребительский полк.
Время полёта должно было составлять не более 40 минут. Но на 12 минуте полёта на высоте 6 тысяч метров у истребителя отказал сначала левый двигатель, а на высоте 4 тысячи - правый. Машина стала падать на жилые кварталы Берлина. В безуспешных попытках запустить двигатели, лётчикам всё-таки удалось отвести самолёт за черту города.
Они приняли решение посадить самолёт в лесу, который виднелся неподалёку, но, к несчастью, это было всего лишь немецкое кладбище, на котором в тот Пасхальный день было много людей. И хоть с аэродрома уже поступила команда катапультироваться, лётчики всё ещё старались максимально обезопасить мирных жителей, которые случайно могли оказаться в зоне взрыва многих тонн горючего, остававшихся в баках самолёта.
Пилоты решили не покидать падающую машину - этим волевым решением они полностью отрезали себе все варианты своего спасения, поскольку сам выстрел катапульты мог уменьшить и без того критически малую высоту полёта. Показавшееся вдали озеро Штёссензее вполне могло подойти для экстремальной посадки самолёта на воду, но лётчики заметили впереди дамбу с шоссе, на котором было много автомобилей.
Совершенно неуправляемую машину лётчикам все же удалось перенести через дамбу, и через секунду самолет врезался в темно-зеленую поверхность воды. Глубина озера в месте падения была около 15-18 метров - корпус самолета с большим наклоном ушёл под воду, из неё торчала лишь небольшая часть хвоста…
Это были 30 последних секунд жизни пилотов - двух простых русских парней, двух героев. Оба летчика погибли - Капустин от удара, а Янов захлебнулся.
Самолёт упал в английском секторе западного Берлина, свидетелем чего был один-единственный рыбак.
8 апреля 1966 года состоялась передача останков советских лётчиков представителям Группы Советских войск в Германии.
Мирные граждане Германии по достоинству оценили подвиг героев - каждый город ГДР прислал свою делегацию для участия в траурной церемонии. Людей, желающих отдать последние почести русским лётчикам, было столько, что, пока на аэродроме готовились к отправке останков лётчиков на родину, колонна граждан с венками и цветами двигалась непрерывно несколько часов.
В нескольких городах Германии были установлены мемориалы, отражающие подвиг двух советских лётчиков: Капустина и Янова. Немцы восстановили и самолёт, потерпевший крушение, и он тоже сейчас установлен в качестве мемориального знака. Ежегодно 6 апреля проводятся мероприятия, посвящённые памяти советских летчиков Капустина и Янова.
В родной части с капитаном Капустиным и старшим лейтенантом Яновым простились как с героями. Их последний раз пронесли мимо боевых самолётов.
Похоронили героев на их малой родине. Борис Капустин похоронен в Ростове-на-Дону, его именем названы улица Ворошиловского района города и школа №51. Юрий Янов похоронен на родине, в Вязьме, на Екатерининском кладбище, и в его честь на здании Вяземской средней школы №1 установлена памятная доска.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 мая 1966 года за мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, капитан Б. В. Капустин и старший лейтенант Ю. Н. Янов были посмертно награждены орденами Красного Знамени.
О подвиге советских лётчиков написали крупнейшие печатные издания СССР - "Правда", "Известия", "Красная Звезда", а сам подвиг не мог не стать посылом к созданию поэтических строк.
Практически ровесник лётчиков, молодой поэт Роберт Рождественский в 1967 году написал своё стихотворение и обратился к композитору Оскару Фельцману положить его на музыку. На следующий день ими была написана баллада "Огромное небо".
Собравшиеся в музее прослушали эту известную песню, которая сопровождалась фотодокументами того события.
Хабарский лётчик Михаил Чистеев
Подвигом советских лётчиков гордился и наш земляк, кадровый офицер, лётчик Михаил Чистеев, который погиб в апреле 1987.
История его подвига страшна, а героизм и мужество безмерны.
В 1982 году Михаил закончил Барнаульское военное авиационное училище.
И уже в 1984 году добился перевода в разведполк, который дислоцировался в Узбекистане, недалеко от афганской границы. Экипаж Чистеева совершил 14 боевых вылетов в Афганистан. 15 апреля самолёт-разведчик "ЯК-28" (именно на "ЯКе-28 выполняли свой последний полёт и лётчики Капустин и Янов) долго не выпускали в воздух из-за непогоды. К 15 часам дня экипаж всё же вылетел на задание.
Облачность была низкой и самолёт снизился. Ракета "Стингер" попала в самолёт. Чистеев и штурман успели катапультироваться, но были захвачены в плен…
Лётчики погибли, выполняя боевое задание. Похоронили Михаила в Хабарах. Именем Чистеева названа одна из улиц нашего села.
А нам осталась память о героях
В память о погибших лётчиках в Хабарском музее была объявлена минута молчания.
А затем к собравшимся обратился Павел Владимирович Муравицкий, который с 1979 по 1981 года проходил службу в 668 бомбардировочном авиаполку. Его воспоминания о службе были подкреплены личным фотоархивом, который вызвал живой интерес у молодёжи.
О важности таких встреч сказал, обращаясь, прежде всего к молодому поколению, представитель районного Молодёжного парламента Александр Кузган.
Ветеран педагогического труда Екатерина Ивановна Булейко вспоминала своих учеников, в числе которых был и Михаил Чистеев, которыми гордится не только наш район, но и страна.
На встрече вспомнили и лётчиков, погибших при исполнении воинского долга в современное время.
Завершилось мероприятие выводом о хрупкости мира, о необходимости знать, помнить и анализировать свою историю, дабы не повторять ошибок прошлого и всегда помнить имена героев, которые ценой своей жизни подарили жизнь другим. Напоминанием об этой встрече также осталось общее фото его участников.
В музей были приглашены, помимо школьников и ветеранов, те, кто проходили службу в Военно-воздушных силах РФ.
Бывших военнослужащих пришло немного, и в их числе был Павел Муравицкий из Новоильинки, проходивший срочную службу в полку, где служили известные лётчики, совершившие подвиг в мирное время - капитан Борис Владиславович Капустин и старший лейтенант Юрий Николаевич Янов.
Собравшихся приветствовала директор музея Валентина Завацкая, которая отметила важность патриотических мероприятий в наше время.
Присутствовавшие школьники, представляющие пионерскую организацию, созданную при КПРФ, внимательно слушали рассказ экскурсовода музея Елены Аксененко о подвигах лётчиков. И первым шёл рассказ о героях, совершивших свой подвиг 6 апреля 1966 года.
О героях-лётчиках рассказ - Борис Капустин и Юрий Янов
55 лет назад в Германии на аэродроме Финнов базировался 668 авиационный полк бомбардировщиков, 132-ой бомбардировочной дивизии.
Весенним днем 6 апреля 1966 года в небе над Западным Берлином показались два новых советских истребителя-бомбардировщика ЯК-28. Один из бортов с номером 91, позывной-367-й со сверхсекретным оборудованием на борту вели лётчики: командир самолёта, капитан, Борис Владиславович Капустин и штурман, старший лейтенант, Юрий Николаевич Янов, которые получили приказ перегнать самолёт Як-28 на другой аэродром в город Цербст в 35-й истребительский полк.
Время полёта должно было составлять не более 40 минут. Но на 12 минуте полёта на высоте 6 тысяч метров у истребителя отказал сначала левый двигатель, а на высоте 4 тысячи - правый. Машина стала падать на жилые кварталы Берлина. В безуспешных попытках запустить двигатели, лётчикам всё-таки удалось отвести самолёт за черту города.
Они приняли решение посадить самолёт в лесу, который виднелся неподалёку, но, к несчастью, это было всего лишь немецкое кладбище, на котором в тот Пасхальный день было много людей. И хоть с аэродрома уже поступила команда катапультироваться, лётчики всё ещё старались максимально обезопасить мирных жителей, которые случайно могли оказаться в зоне взрыва многих тонн горючего, остававшихся в баках самолёта.
Пилоты решили не покидать падающую машину - этим волевым решением они полностью отрезали себе все варианты своего спасения, поскольку сам выстрел катапульты мог уменьшить и без того критически малую высоту полёта. Показавшееся вдали озеро Штёссензее вполне могло подойти для экстремальной посадки самолёта на воду, но лётчики заметили впереди дамбу с шоссе, на котором было много автомобилей.
Совершенно неуправляемую машину лётчикам все же удалось перенести через дамбу, и через секунду самолет врезался в темно-зеленую поверхность воды. Глубина озера в месте падения была около 15-18 метров - корпус самолета с большим наклоном ушёл под воду, из неё торчала лишь небольшая часть хвоста…
Это были 30 последних секунд жизни пилотов - двух простых русских парней, двух героев. Оба летчика погибли - Капустин от удара, а Янов захлебнулся.
Самолёт упал в английском секторе западного Берлина, свидетелем чего был один-единственный рыбак.
8 апреля 1966 года состоялась передача останков советских лётчиков представителям Группы Советских войск в Германии.
Мирные граждане Германии по достоинству оценили подвиг героев - каждый город ГДР прислал свою делегацию для участия в траурной церемонии. Людей, желающих отдать последние почести русским лётчикам, было столько, что, пока на аэродроме готовились к отправке останков лётчиков на родину, колонна граждан с венками и цветами двигалась непрерывно несколько часов.
В нескольких городах Германии были установлены мемориалы, отражающие подвиг двух советских лётчиков: Капустина и Янова. Немцы восстановили и самолёт, потерпевший крушение, и он тоже сейчас установлен в качестве мемориального знака. Ежегодно 6 апреля проводятся мероприятия, посвящённые памяти советских летчиков Капустина и Янова.
В родной части с капитаном Капустиным и старшим лейтенантом Яновым простились как с героями. Их последний раз пронесли мимо боевых самолётов.
Похоронили героев на их малой родине. Борис Капустин похоронен в Ростове-на-Дону, его именем названы улица Ворошиловского района города и школа №51. Юрий Янов похоронен на родине, в Вязьме, на Екатерининском кладбище, и в его честь на здании Вяземской средней школы №1 установлена памятная доска.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 мая 1966 года за мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, капитан Б. В. Капустин и старший лейтенант Ю. Н. Янов были посмертно награждены орденами Красного Знамени.
О подвиге советских лётчиков написали крупнейшие печатные издания СССР - "Правда", "Известия", "Красная Звезда", а сам подвиг не мог не стать посылом к созданию поэтических строк.
Практически ровесник лётчиков, молодой поэт Роберт Рождественский в 1967 году написал своё стихотворение и обратился к композитору Оскару Фельцману положить его на музыку. На следующий день ими была написана баллада "Огромное небо".
Собравшиеся в музее прослушали эту известную песню, которая сопровождалась фотодокументами того события.
Хабарский лётчик Михаил Чистеев
Подвигом советских лётчиков гордился и наш земляк, кадровый офицер, лётчик Михаил Чистеев, который погиб в апреле 1987.
История его подвига страшна, а героизм и мужество безмерны.
В 1982 году Михаил закончил Барнаульское военное авиационное училище.
И уже в 1984 году добился перевода в разведполк, который дислоцировался в Узбекистане, недалеко от афганской границы. Экипаж Чистеева совершил 14 боевых вылетов в Афганистан. 15 апреля самолёт-разведчик "ЯК-28" (именно на "ЯКе-28 выполняли свой последний полёт и лётчики Капустин и Янов) долго не выпускали в воздух из-за непогоды. К 15 часам дня экипаж всё же вылетел на задание.
Облачность была низкой и самолёт снизился. Ракета "Стингер" попала в самолёт. Чистеев и штурман успели катапультироваться, но были захвачены в плен…
Лётчики погибли, выполняя боевое задание. Похоронили Михаила в Хабарах. Именем Чистеева названа одна из улиц нашего села.
А нам осталась память о героях
В память о погибших лётчиках в Хабарском музее была объявлена минута молчания.
А затем к собравшимся обратился Павел Владимирович Муравицкий, который с 1979 по 1981 года проходил службу в 668 бомбардировочном авиаполку. Его воспоминания о службе были подкреплены личным фотоархивом, который вызвал живой интерес у молодёжи.
О важности таких встреч сказал, обращаясь, прежде всего к молодому поколению, представитель районного Молодёжного парламента Александр Кузган.
Ветеран педагогического труда Екатерина Ивановна Булейко вспоминала своих учеников, в числе которых был и Михаил Чистеев, которыми гордится не только наш район, но и страна.
На встрече вспомнили и лётчиков, погибших при исполнении воинского долга в современное время.
Завершилось мероприятие выводом о хрупкости мира, о необходимости знать, помнить и анализировать свою историю, дабы не повторять ошибок прошлого и всегда помнить имена героев, которые ценой своей жизни подарили жизнь другим. Напоминанием об этой встрече также осталось общее фото его участников.
Подготовила Л. Колотеева.