Памятка гражданам, обратившемся для получения содействия в поиске подходящей работы и претендующим на признание безработным

Внимание: Ежедневно проверяйте уведомления в Вашем личном кабинете на портале «Работа России» и на электронной почте. Они будут содержать порядок дальнейших действий, сроки их выполнения и правовые последствия невыполнения.
1. При любом личном визите в кадровый центр клиенту необходимо иметь при себе паспорт или документ, его заменяющий (временное удостоверение личности).
2. Когда требуется обязательный личный визит клиента в кадровый центр?
В день:
- назначенный клиенту, претендующему на признание безработным, для первого подбора вариантов подходящей работы и для согласования индивидуального плана (не позднее 4 дней со дня подачи заявления),
- назначенный безработному гражданину для согласования изменений в индивидуальный план содействия занятости,
- назначенный клиенту для получения некоторых мер господдержки, по которым личное присутствие клиента объективно необходимо и предусмотрено законодательством (не чаще 2-х раз в неделю).
3. В случае неявки клиента в назначенный специалистом день или непрохождения им каких-либо обязательных процедур в установленный срок, он вправе представить документы, подтверждающие наличие уважительных причин. Указанные документы представляются клиентом лично (с перечнем таких документов можно ознакомиться в приказе Минтруда России от 19.08.2024 № 406н или у Вашего куратора).
Внимание: В случае временной нетрудоспособности гражданин представляет справку о временной нетрудоспособности на бумажном носителе в первый рабочий день, следующий за днем окончания периода временной нетрудоспособности; в иных случаях документы представляются не позднее 7 дней со дня окончания события, послужившего причиной нарушения.
4. Для клиентов, претендующих на признание безработным, а также клиентов, признанных безработными, профилирование является обязательным – на его основе составляется индивидуальный план содействия занятости, включающий обязательные для оказания меры господдержки и сервисы в сфере занятости населения, права и обязанности клиента и кадрового центра, сроки выплаты пособия и пр.
План – основной документ регулирующий процесс взаимодействия клиента и кадрового центра. Профилирование позволяет сделать план адресным, учитывающим жизненную ситуацию клиента, способным обеспечить быструю его занятость.
Внимание: Для клиентов, не претендующих на признание безработным, профилирование не является обязательным. Однако, если он не пройдет профилирование, то ему будет доступна для получения только одна мера господдержки – содействие в поиске подходящей работы.
5. Где и как заполнить анкету по профилированию?
Заполнить ее можно в личном кабинете на портале «Работа России» при подаче заявления и анкеты соискателя (резюме).
6. В какой срок нужно заполнить анкету по профилированию?
Клиенты, претендующие на признание безработным и подающие заявление для постановки на учет на портале «Работа России», должны заполнить анкету по профилированию в тот же день одновременно с заявлением и анкетой соискателя (резюме). Клиентам, подающим заявление через портал госуслуг, на это дается 3 календарных дня.
7. Что будет, если клиент, претендующий на признание безработным, не пройдет в срок профилирование?
Ему будет отказано в принятии заявления и в признании безработным.
8. За что еще могут отказать в признании безработным?
- если клиент не явился без уважительной причины в день, назначенный для согласования индивидуального плана (назначается на день, не позднее 4 дней со дня подачи заявления),
- если клиент отказался от согласования индивидуального плана или не направил информацию о его согласовании или отказе от его согласования через личный кабинет портала «Работа России» в установленный срок (в день назначенной личной явки),
- за отказ клиента от 2-х вариантов подходящей работы,
- за отказ клиента от предложений трудоустройства по 2 вариантам подходящей работы по результатам переговоров с работодателями,
- за непредставление клиентом без уважительных причин в кадровый центр информации о результатах проведенных переговоров с работодателями по 2 вариантам подходящей работы в электронной форме с использованием портала «Работа России» в течение 3 рабочих дней со дня получения им уведомления от кадрового центра о необходимости принять участие в переговорах с работодателями,
- за непредставление клиентом без уважительных причин в кадровый центр направления с отметкой работодателя о дне его явки на переговоры и причине отказа ему в приеме на работу в течение 3 рабочих дней со дня получения гражданином такого направления от кадрового центра (направление на бумажном носителе выдается только в случае отсутствия у работодателя регистрации на портале «Работа России»),
- за представление клиентом документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, других недостоверных сведений для признания его безработным,
- если клиент занят (работает по трудовому договору или договору гражданско-правового характера; имеет статус ИП, учредителя коммерческой организации),
- если клиент имеет статус самозанятого,
- если клиент очно обучается;
- если клиенту назначена страховая пенсия по старости (в т.ч. досрочно) либо пенсии по предложению центра занятости населения на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, либо пенсии по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению,
- если клиент является неработающим трудоспособным лицом, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за престарелым, нуждающимся в соответствии с медицинским заключением в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет,
- если клиент относится к категории приемных родителей или создал приемную семью для граждан пожилого возраста и инвалидов,
- если клиент осужден по решению суда к исправительным работам либо принудительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы, если такое наказание не назначено условно,
- если клиент не имеет документально подтвержденной регистрации по месту жительства или месту пребывания на территории Алтайского края,
- если клиенту не исполнилось 16 лет.
9. Обязательно ли соблюдать клиенту составленный и согласованный сторонами план?
Да, так как исполнение клиентом обязательной части плана является основанием для выплаты пособия по безработице.
10. Что будет, если безработный не выполняет обязательную часть плана?
Ему будет сделана приостановка выплаты пособия на 1 месяц.
11. Некоторые новые снования для снятия клиента с учета в качестве безработного:
- отказ от повторного профилирования (проводится, как правило, раз в 1,5 мес.);
- отказ от согласования изменений плана или ненаправление информации о согласовании или об отказе от согласования таких изменений в день личной явки, назначенной для этого (в ситуации обращения клиента в УТЗН Алтайского края в связи с разногласиями по содержанию изменений плана – в срок не позднее дня, следующего за днем получения ответа УТЗН Алтайского края);
- снятие клиента с рег. учета по месту жительства или месту пребывания в Алтайском крае, в кадровом центре которого он состоял на учете как безработный;
- истечение 12 мес. с даты признания безработным (для клиентов, которым пособие назначено на 3 или 6 мес.);
- истечение 18 мес. с даты признания безработным (для предпенсионеров, которым пособие назначено на 12 мес.);
- истечение 36 мес. с даты признания безработным (для предпенсионеров, которым пособие назначено на более чем 12 мес.).
Внимание: в последних 3-х случаях клиенты после утраты статуса безработного имеют право на повторное обращение для признания безработным не ранее чем через 3 мес. после снятия с предыдущего учета в качестве безработного.
12. Какие еще бывают основания для снятия с учета в качестве безработного?
- отказ от 2 вариантов подходящей работы либо 2 отказа гражданина, впервые ищущего работу и при этом не имеющего квалификации, от предложений прохождения профессионального обучения и (или) оплачиваемой работы, включая работу временного характера и оплачиваемые общественные работы,
- непредставление без уважительных причин информации о результатах проведенных переговоров с работодателями по 2 вариантам подходящей работы в электронной форме с использованием портала «Работа России» в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления о необходимости проведения переговоров от кадрового центра,
- непредставление без уважительных причин направления с отметкой работодателя о дне явки на переговоры и причине отказа в приеме на работу в течение 3 рабочих дней со дня получения гражданином такого направления от кадрового центра (в случае отсутствия у работодателя регистрации на портале «Работа России»),
- отказ от предложений трудоустройства по 2 вариантам подходящей работы в течение периода безработицы по результатам переговоров с работодателями,
- признание занятым (см. выше),
- регистрация самозанятости,
- зачисление на очное обучение (за исключением обучения по направлению кадрового центра),
- назначение страховой пенсии по старости (в т.ч. досрочно) либо пенсии по предложению центра занятости населения на период до наступления возраста, дающего право гражданину, ищущему работу, на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, либо пенсии по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению,
- приобретение статуса неработающего трудоспособного лица, осуществляющего уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за престарелым, нуждающимся по заключению медицинского учреждения в постоянном уходе либо достигшим возраста 80 лет,
- приобретение статуса приемного родителя или создание приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов,
- получение (попытка получения) пособия по безработице обманным путем, в том числе путем представления документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, других недостоверных сведений для признания безработным,
- осуждение к исправительным работам либо принудительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы, если такое наказание не назначено условно,
- снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания в Алтайском крае, в ЦЗН которого гражданин был зарегистрирован в качестве безработного,
- отказ от содействия, которое кадровый центр оказывает в поиске подходящей работы,
- смерть клиента.
Внимание: Важные уведомления о необходимости выполнения клиентом каких-либо действий будут поступать в личный кабинет клиента на портале «Работа России»
и на электронную почту, указанную им в заявлении.