Иноагенты. Как российское законодательство регулирует их деятельность


Иноагенты. Как российское законодательство регулирует их деятельность
Кто такие иностранные агенты, какие для них введены обязанности и ответственность за нарушения российского законодательства. Рассказываем о законе подробнее.


Кто такие иноагенты

Это понятие появилось в законодательстве в 2012 году, изменения были внесены в Закон «О некоммерческих организациях». В соответствии с ними иностранным агентом может быть признана некоммерческая организация, которая участвует в политической деятельности в России и при этом получает финансирование или имущество от иностранных организаций или граждан.

Согласно закону,финансируемые из за рубежа политические некоммерческие организации должны самостоятельно регистрироваться в Минюсте России в качестве «иностранных агентов». Позже Министерство юстиции получило право самостоятельно включать некоммерческие организации в реестр «иностранных агентов».

Однако предусматривается, что решение о включении НКО в реестр «иностранных агентов» может быть обжаловано в суде.

При этом в действующем законодательстве оговаривается, что к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного, животного мира. А также благотворительная деятельность.

А отдельный гражданин может считаться иноагентом?

Да, позднее законодательство было усовершенствовано, и в случае, если физическое лицо в интересах иностранного СМИ-иноагента создаёт и распространяет для широкого круга лиц текстовые, аудио- и видеоматериалы, получая при этом поддержку из за рубежа, оно может быть признано иноагентом. При этом поддержка может быть финансовой, материальной или организационно-методической.

Такие граждане обязаны подать уведомление о включении их в перечень иностранных агентов, а затем раз в полгода предоставлять отчёт о своей деятельности и о тратах зарубежных средств.

Физлица, выполняющие функции иноагентов, до прекращения своей деятельности как иностранный агент не смогут занимать должности на государственной и муниципальной службе, а также быть допущенными к государственной тайне.

Помимо этого, иноагентами могут быть объявлены общественные объединения, не зарегистрированные в качестве юридических лиц и получающих при этом иностранное финансирование в целях участия в политической деятельности.

Обязанности иноагентов

И НКО, и физлица должны отчитываться о своей деятельности.
Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, ежегодно представляют в Минюст аудиторское заключение и отчёт о своей деятельности и о персональном составе руководящих органов, а также ежеквартально — документы о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников. Кроме того, НКО-иноагенты обязаны раз в полгода публиковать в интернете отчёты о своей деятельности.

По аналогии с правовым регулированием деятельности НКО, выполняющих функции иноагента, установлен уведомительный порядок учёта общественных объединений. На них возлагается обязанность ежеквартально информировать уполномоченный орган об объёме и целях получаемого иностранного финансирования и его фактическом расходовании.

Кроме того, иноагенты должны сопровождать публикуемые материалы, в том числе в СМИ, c указанием на то, что они произведены иноагентом. При этом требование не затрагивает блогеров и иных пользователей социальных сетей.

Ответственность иноагентов

Распространение в СМИ или интернете информации об НКО-иноагентах или физлицах-иноагентах без указания, что данная организация или гражданин включены в соответствующий реестр, наказывается штрафами:
• 2–2,5 тыс. руб. с конфискацией предмета правонарушения либо без таковой — для граждан;
• 4–5 тыс. руб. с конфискацией либо без — для должностных лиц;
• 40–50 тыс. руб. также с конфискацией либо без неё — для юрлиц.

Нарушение общественным объединением, получающим финансирование на осуществление политической деятельности из за рубежа и не зарегистрированным как юрлицо, порядка предоставления сведений о своей деятельности получит предупреждение или штраф:
• для граждан — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
• для должностных лиц — от 10 тыс. до 30 тыс. руб.

В свою очередь, физическое лицо – иноагент за аналогичное нарушение может отделаться предупреждением либо заплатить штраф от 30 до 50 тыс. руб.

Неуказание физлицом – иноагентом своего статуса карается штрафом от 10 до 30 тыс. руб.

Производство общественным объединением, включенным в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иноагента, различных материалов и их распространение без соответствующей маркировки влечёт штраф:
• для граждан – от 50 до 100 тыс. руб.;
• для должностных лиц – от 100 до 300 тыс. руб.

В свою очередь, для отдельных членов такого объединения, не указавшего маркировки, что материалы произведены иноагентом, штраф составит 5 тыс. руб.

Штрафы для НКО-иноагентов за распространение материалов без маркировки составят до 500 тыс. руб. для юридических лиц.
Уголовная ответственность

За злостное уклонение от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в реестр НКО-иноагентов, предлагается наказывать штрафом в размере до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Аналогичные наказания предлагается установить за нарушение порядка деятельности иностранного СМИ-иноагента или учреждённого им российского юридического лица, выполняющего функции иноагента.

За неподачу заявления о включении в список иноагентов или непредоставление отчётов о деятельности, в случае если ранее уже применялась административная ответственность, лица могут быть приговорены к аналогичному штрафу и обязательным, а также к принудительным работам на срок до 5 лет либо лишению свободы на тот же срок.

Д. Калюжный, зам.прокурора Хабарского района, советник юстиции.

Разработка сайтов и мобильных приложений БИТ

Возврат к списку


Материалы по теме: